МКОУ"Штульская ООШ имени С.Ш.Умарова"
РД,Курахский район,с.Штул
  • Школьный музей "Родной край"

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея.
    Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
    Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края.
    Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
    Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями.

    Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.

    Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея.

    Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.

    Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания.
    Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

    В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель. Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном музее.

    Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

                                      ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

    Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

    • активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

    • развитие их творческих способностей;

    • приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям русского народа, привитие чувства любви к родному краю;

    • воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;

    • привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

    • формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

    Основные принципы осуществления программы:

    • принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;

    • принцип совместной деятельности учащихся; • принцип целесообразности («все делать с пользой»); • принцип творческого отношения к делу.

                                    НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Программа реализуется по следующим направлениям:

    • поисково-исследовательская деятельность; • учет и хранение фондов;

    - экспозиционная деятельность;

    • просветительская деятельность.

    Поисково-исследовательская деятельность

    Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края.

    Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

    • планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

    • экспедиционный сбор;

    • прием даров и случайных поступлений.

    Такая работа позволит:

    • принимать участие в экспериментальном проекте «Использование краеведческого материала на уроках» с целью издания в дальнейшем сборника методических материалов;

    • проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

    • обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

    • участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

    • создавать фонд мультимедийных презентаций.

    Учет и хранение фондов

    Основные задачи данного направления работы музея:

    • создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

    • правильно оформлять основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);

    • правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

    • точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

    • организовать прием и выдачу музейных предметов;

    • обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

    Экспозиционная деятельность

    Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции.

    Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций.

    Для этого необходимо:

    • освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

    • учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

    • использовать в работе выставки-передвижки;

    • предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.

    Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.

    Планируется создание экспозиций «История народного образования в селе Штул», «Летопись школьных лет».

    Просветительская работа

    Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей.

    Для этого необходимо:

    • продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

    • проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

    • использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
    Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

               УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

    Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных конкурсах, а также учителей и родителей. Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.

    Актив музея и учащиеся школы:

    1. Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;

    2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

    3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

    4. Оформляют экспозиции и выставки;

    5. Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;

    6. Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

    7. Принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.

    В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения.
    Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея. Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея, назначаемый приказом директора школы.

    Перечень обязанностей руководителя школьного музея

    1. Планирует работу школьного музея и актива музея.

    2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.

    3. Ведет документацию школьного музея.

    4. Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.

    5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов. Курирует работу Совета музея.

    6. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.

    Нормативные документы регулируют жизнедеятельность школьного музея.

    Успешность деятельности руководителя школьного музея, показатель уровня его профессионализма во многом определяется знанием нормативных документов различного уровня и умением применять их в повседневных практических ситуациях.

    Нормативные документы регулируют жизнедеятельность школьного музея.

    Закон об образовании в Российской Федерации

    Федеральный закон от 26 мая 1996 N 54-ФЗ (ред_от 11 июня 2021) О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (с изм_от 1 июля 2021)

    Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»

    Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

    Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

    Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613 н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог дополнительного образования детей и взрослых"

    Найдено: 1

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie