Статья 95. Независимая оценка качества образования
1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.
- Законодательство в области независимой оценки качества образования Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации пункт 1 «к» от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013г. № 487-р (ред. от 20.01.2015г.) «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12 2017г. № 1218 «О внесении изменений в порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 14.06.2013 г. № 462».
- Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
- Приказ Рособрнадзора от 27.11.2017г. № 1968 «О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014г. № 785».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Письмо Минобрнауки России от 14.09.2016г. № 02-860 "О направлении Методических рекомендаций по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
- Письмо Минобрнауки России от 19.02.2018г. № 05-436 "О Методических рекомендациях по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Независимая оценка качества образования
1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее - организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).
4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети "Интернет" информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.
5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. Нормативная база проведения НОКО
Статья 95. Независимая оценка качества образования
1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи (далее — организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.
Статья 95.
1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся
1.Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
2. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.
3. Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.
Перечень показателей и их значение рассчитывается в соответствии с Приказом Минобрнауки от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Основными источниками данных являются: Официальный сайт образовательной организации;
Сайт bus.gov.ru;
Текст публичного доклада и / или самообследования образовательной организации, опубликованный на официальном сайте;
Официальные статистические данные;
Данные опросов по удовлетворенности образовательными услугами и по доступности информирования, расположенные на сайте ОО или в тексте публичного доклада (самообследования).
Законодательство в области независимой оценки качества образования Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации пункт 1 «к» от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013г. № 487-р (ред. от 20.01.2015г.) «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12 2017г. № 1218 «О внесении изменений в порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 14.06.2013 г. № 462».
- Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10.12.2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
- Приказ Рособрнадзора от 27.11.2017г. № 1968 «О внесении изменений в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014г. № 785».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Письмо Минобрнауки России от 14.09.2016г. № 02-860 "О направлении Методических рекомендаций по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Письмо Минобрнауки России от 19.02.2018г. № 05-436 "О Методических рекомендациях по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
. Экзамены, проверочные работы обучающихся — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая показывает уровень подготовки ученика по различным предметам.
Для ребенка любая оценка знаний почти всегда стресс.
Для педагога это показатель его профессионализма.
Одна из особенностей современного образовательного процесса заключается в том, что проверка качества подготовки учащегося проходит в рамках независимой оценки. Это означает, что обучающиеся пишут итоговые работы в особых условиях с наблюдателями. Особенности прохождения независимой оценки качества подготовки обучающихся регулируются статьей 95 и статьей 95.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). «Независимая оценка качества образования
1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
2. Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 95 Закона)». «Независимая оценка качества подготовки обучающихся
1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
2. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.
3. Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций (ст. 95.1 Закона).» В соответствии со ст.28 Закона образовательная организация должна обеспечивать функционирование внутренней системы оценки качества образования, позволяющей получать объективные данные об уровне подготовки обучающихся.
Диагностика в школе на сегодняшний день является одним из главных компонентов учебного процесса.
Проводится такая оценка по инициативе участников образовательных отношений в сфере образования. Организации, которые проводят такую оценку определяют и конкретизируют формы, методы ее проведения и т. д. Детально вопросы проведения диагностики учащихся разъясняют Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 № АП-512/02 (далее — Методические рекомендации).
Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование государственной аккредитации, лицензии на осуществление образовательной деятельности в отношении образовательной организации.
Но на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся могут формироваться рейтинги школ.
В сети «Интернет» можно найти информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества подготовки обучающихся. Закон определил положение согласно которому школы и обучающиеся проходят независимую оценку.
Такая оценка дает возможность совершенствовать содержание и способы организации образовательного процесса и соответствие достижений обучающихся требованиям ФГОС.
На основании таких результатов такой оценки родители могут выбрать наилучшее место для обучения своих детей, понять насколько ребенок хорошо освоил программу обучения. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях: определения соответствия качества подготовки учеников; выявление факторов, влияющих на качество подготовки детей в школе, что включает в себя особенности методов, приемов обучения. выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся; выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся; определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации); создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся (Методические рекомендации). Проводит такую оценку организация, подведомственная органу управления образования. Чаще всего такими организациями являются центры оценки качества образования в субъектах РФ.
Также могут привлекаться некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и специалистов с соответствующей квалификацией.
Именно организации проводящие оценку качества подготовки обучающихся разрабатывают методики и инструментарий проведения такой экспертизы, разработку материалов экспертизы, сбор и обобщение полученных данных, обработку и анализ информации, проведение апробации инструментария для оценки качества подготовки учащихся.
Подготовка отчетов и рекомендаций для педагогов и родителей учащихся также проводит данная организация.
Школа, в свою очередь, создает все необходимые условия для проведения такой оценочной деятельности, обеспечивает открытость и доступность информации для всех участников экспертизы. Диагностика качества подготовки обучающихся по итогам Всероссийской проверочной работы (на основании Письма Рособрнадзора от 02.02.2017 № 05–41 «Всероссийские проверочные работы»). В прошлом году многие школьники впервые участвовали в проведении Всероссийских проверочных работ (далее-ВПР).
В конце этого учебного года учащиеся 4-х, 5-х, 11-х классов также смогут попробовать свои силы в данном мероприятии в режиме апробации.
Данные работы не являются итоговой аттестацией и проводятся школой самостоятельно. ВПР разрабатываются в соответствии с ФГОС и отражают индивидуальные достижения учащихся. Результаты ВПР родители могут использовать для определения траектории развития своего ребенка.
ВПР могут стать параметром оценки уровня знаний обучающегося на основных этапах обучения. Содержание ВПР едино для всех обучающихся во всех регионах РФ.
Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся. Участие в ВПР конкретного обучающегося принимает школа.
В качестве примера организации независимой оценки уровня подготовленности обучающегося можно привести организацию такой экспертизы в г. Москве, как субъекте РФ.
Организацию городской диагностики качества подготовки обучающихся проводит Московский Центр Качества Образования (МЦКО). Единый общегородской центр, который проводит сбор диагностических данных обучающихся позволяет проанализировать результаты подготовки всех обучающихся города Москвы, обучающихся отдельной школы, класса, динамику обучения отдельного учащегося.
В результате педагог может выстроить индивидуальную работу с обучающимся и найти индивидуальный подход к проблемам ученика. Не следует забывать про то, что при выстраивании внутренней системы оценки качества образования школа должна учитывать нормативы и требования СанПиН 2.4.2.2821–10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), согласно которым в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Участие школ в диагностиках для 1-3-х классов проводится только на добровольной основе.
Все диагностики в 1-3-х классах проводятся школой самостоятельно в удобное для нее время и без привлечения внешних наблюдателей (в рамках внутреннего мониторинга качества образования) по материалам, предлагаемым МЦКО.
Особенности проведения метапредметной диагностики Для обучающихся очень важно освоить в ходе обучения те умения, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. Например, умение работать с незнакомым текстом, умение понять информацию, которая представленная в виде диаграмм, таблиц, умение решать проблемы в практико-ориентированных ситуациях. умение выполнять определенные логические действия.
Система оценки качества образования должна включать оценивание уровня сформированности и предметных, и метапредметных результатов. Задания, предлагаемые в метапредметных диагностиках, строятся на контексте разных предметов, изучаемых в параллели.
Специального предмета для формирования универсальных учебных действий быть не может, эти действия потому и универсальные, что формируются и применяются при изучении каждой области знаний.
Независимая оценка качества образования Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования: — потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ; — потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы; — учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федерального закона от 21.07.2014 №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерство образования и науки Республики Бурятия (далее – Министерство) осуществляет координацию работы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования. На основании утвержденных Минобрнауки России показателей, характеризующих качество деятельности образовательных учреждений всех уровней, разработаны конкретные критерии для оценки образовательных организаций. Подготовлены рекомендации по проведению независимой оценки качества деятельности образовательных организаций для муниципальных органов управления образованием.Хочу такой сайт В соответствии с действующим законодательством независимая оценка качества образования включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В Республике Бурятия оценку качества подготовки обучающихся государственных и муниципальных организаций осуществляет областное государственное бюджетное учреждение «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» в рамках государственного задания. В независимой оценке качества образовательной деятельности организаций принимает активное участие Общественный совет при Министерстве образования и науки Республики Бурятия. Совет, в частности, принимает решение, в отношении каких образовательных организаций будет проводиться независимая оценка, и подготавливает техническое задание для оценки. Основанием для проведения независимой оценки могут служить, в том числе, заявления граждан о качестве работы образовательных организаций. При этом учитываются такие факторы, как доступность информации о школе; комфортность условий, в которых обучаются дети, доброжелательность и компетентность педагогов, а также общая удовлетворенность качеством образовательной деятельности.Хочу такой сайт Результаты по независимой оценке качества работы образовательных организаций размещены на официальном сайте Министерства в разделе Независимая оценка и на Официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в разделе Результаты независимой оценки. Независимая система оценки качества образования (НСОКО) является новой управленческой практикой, позволяющей обеспечить открытость системы образования. НСОКО позволяет привлечь широкие слои гражданского общества к анализу эффективности деятельности образовательной организации. Независимая оценка качества образования, по сути являющаяся общественной экспертизой, становится формой общественной контроля. При этом основой общественного контроля становится использование его субъектами специальных знаний и опыта для исследования, анализа и оценки документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам
Независимая оценка качества образования
Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования: — потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
— потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
— учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федерального закона от 21.07.2014 №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерство образования и науки Республики Дагестан (далее – Министерство) осуществляет координацию работы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования.
На основании утвержденных Минобрнауки России показателей, характеризующих качество деятельности образовательных учреждений всех уровней, разработаны конкретные критерии для оценки образовательных организаций.
Подготовлены рекомендации по проведению независимой оценки качества деятельности образовательных организаций для муниципальных органов управления образованием.
В соответствии с действующим законодательством независимая оценка качества образования включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В Республике Дагестан оценку качества подготовки обучающихся государственных и муниципальных организаций осуществляет областное государственное бюджетное учреждение «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» в рамках государственного задания. В независимой оценке качества образовательной деятельности организаций принимает активное участие Общественный совет при Министерстве образования и науки Республики Дагестан.
Совет, в частности, принимает решение, в отношении каких образовательных организаций будет проводиться независимая оценка, и подготавливает техническое задание для оценки. Основанием для проведения независимой оценки могут служить, в том числе, заявления граждан о качестве работы образовательных организаций.
При этом учитываются такие факторы, как доступность информации о школе; комфортность условий, в которых обучаются дети, доброжелательность и компетентность педагогов, а также общая удовлетворенность качеством образовательной деятельности.
Результаты по независимой оценке качества работы образовательных организаций размещены на официальном сайте Министерства в разделе Независимая оценка и на Официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в разделе Результаты независимой оценки.
Независимая система оценки качества образования (НСОКО) является новой управленческой практикой, позволяющей обеспечить открытость системы образования. НСОКО позволяет привлечь широкие слои гражданского общества к анализу эффективности деятельности образовательной организации.
Независимая оценка качества образования, по сути являющаяся общественной экспертизой, становится формой общественной контроля.
При этом основой общественного контроля становится использование его субъектами специальных знаний и опыта для исследования, анализа и оценки документов и материалов, касающихся деятельности объектов общественного контроля, на предмет их соответствия общественным интересам.
Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов по формированию и развитию системы независимой оценки качества образования
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях - http://bus.gov.ru
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования")
Постановление Правительства РФ от 30.03.2013г. № 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
Постановление правительства РФ от 05.08.2013г. №662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"(скачать). Приказ Минобрнауки РФ от 14.07.2013г. №462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" .
"Инструменты независимой оценки качества образования: рейтинги в сфере образования, публичные доклады и иные оценочные процедуры общественной экспертизы качества образования.
Статья 95 «Независимая оценка качества образования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
На основании статьи 95 «Независимая оценка качества образования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ должна осуществляться независимая оценка качества образования. Независимая оценка качества образования проводится в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
Минобрнауки РФ разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» с целью содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.
В Методических рекомендациях: — дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы; — описаны формы независимой оценки качества;
— указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием;
— представлены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.
Что такое независимая оценка качества образования
В документе определено, что независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
«- потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ; - потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
- учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ».
Инициаторы и Заказчики Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе:
— органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
— органов местного самоуправления;
— учредителя, — руководства образовательных организаций, общественного совета при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;
— региональной общественной палаты;
— юридических или физических лиц, родителей, общественных объединений;
— граждан при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.
В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
— органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
— общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты;
— учредитель образовательной организации;
— руководитель образовательной организации;
— педагогический работник образовательной организации;
— родители обучающихся; — обучающиеся старших классов.
Что оценивается:
Объектом независимой оценки качества образования могут быть:
— образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
— условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
— результаты освоения обучающимися образовательных программ;
— деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования. Что оценивается:
Объектом независимой оценки качества образования могут быть:
— образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
— условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
— результаты освоения обучающимися образовательных программ;
— деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования. Измерительные материалы
Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе:
— требований соответствующих ФГОС,
— измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования, требований заказчика.
Измерительные материалы Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе: — требований соответствующих ФГОС,
— измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования, требований заказчика.
Инструментарий: При проведении оценочных процедур используются:
— рейтинги;
— публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций;
— статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
— другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.
Инструментарий: При проведении оценочных процедур используются:
— рейтинги;
— публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций;
— статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
— другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.
Кто осуществляет :
К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством РФ порядке могут быть привлечены:
— некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации; — коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
— региональные центры оценки качества образования;
— отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
— общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи.
Должна быть обеспечена открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций.
Список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня размещается на сайте регионального органа управления образованием.
Образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
Об итогах Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику.
Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены открытость и доступ к всесторонней информаци Об итогах Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику.
Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены открытость и доступ к всесторонней информаци Действенность результатов Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей:
родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней. Результаты независимой оценки качества образования должны способствовать:
— повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
— развитию конкурентной среды; — выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
— сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.
На основе результатов независимой оценки качества образования могут быть подготовлены:
— управленческие решения на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения, (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования, оказания кадровой и методической поддержки образовательного учреждения и т.д.);
— рекомендации: для заказчика; — органов самоуправления разных уровней;
— общественных организаций; — органов управления образованием;
— образовательных учреждений;
— для родителей обучающегося;
— для обучающегося;
— для педагогического работника.
Участникам образовательных отношений Руководителю образовательной организации следует ознакомиться с настоящим документом и ознакомить с ним участников образовательных отношений, обратив внимание на следующее:
— администрации.
— Знание настоящего документа позволит более тщательно подготовиться к предстоящей процедуре независимой оценки качества работы учреждения (информирован — значит вооружен).
— При необходимости получить внешнюю оценку качества работы учреждения можно заказать оценочную экспертизу и использовать ее результаты для анализа работы учреждения, для разработки перспектив развития, отбора результативных приемов и методов, организации рекламной кампании, выявления перспективных направлений работы.
— Результаты оценки позволят:
¦ определить узкие места деятельности педколлектива и получить соответствующие рекомендации;
¦ организовать работу по повышения конкурентоспособности учреждения;
¦ иметь независимую оценку деятельности педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами;
¦ воспользоваться результатами оценки в случае конфликтных ситуаций. — педработников. У педагогических работников появилась возможность обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории. — родителей.
Теперь родители (законные представители) обучающихся могут обратиться непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области для определения уровня результатов освоения обучающимся образовательных программ и получить по результатам не только оценку, но и соответствующие рекомендации. — обучающихся старших классов Согласно документу обучающиеся старших классов имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
ПИСЬМО
от 28 апреля 2017 г. N ВК-1232/09
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В рамках исполнения контрольной точки 2.7 Паспорта приоритетного проекта "Доступное
дополнительное образование для российских детей", утвержденного 30 ноября 2016 г.
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, разработанные
Институтом образования федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая
школа экономики".
Заместитель министра
В.Ш.КАГАНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Настоящие Методические рекомендации по организации независимой оценки
дополнительного образования детей (далее - Методические рекомендации) подготовлены в
рамках реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей",
утвержденного 30 ноября 2016 г. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и национальным проектам.
Основания для разработки Методических рекомендаций:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее - Закон об образовании);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность";
- приказ Минфина России от 22 июля 2015 г. N 116н "О составе информации о результатах
независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального
обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 1 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения";
- Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
направленные Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02.
Методические рекомендации по организации независимой оценки дополнительного
образования детей адресованы руководителям и специалистам региональных и муниципальных
органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководителям и
педагогическим работникам организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы; сотрудникам организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества
образования; представителям общественных советов при региональных и муниципальных
органах управления образованием.
Методические рекомендации раскрывают цели, задачи, направления и механизмы
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, способы
представления и использования их результатов.
I. Общие сведения
Определение.
Независимая оценка качества образования (далее - НОК ДОД) - оценочная процедура,
которая в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Закона об образовании направлена на получение
сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации
образовательных программ.
НОК ДОД включает в себя следующие процедуры:
- независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам (подпункт 1 пункта 2 статьи 95 Закона об образовании);
- независимую оценку качества дополнительных общеобразовательных программ,
осуществляемую в форме общественной экспертизы (статья 22 Федерального закона от 21 июля
2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").
Цели и задачи.
НОК ДОД осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве
оказания услуг дополнительного образования детей, а также в целях повышения качества
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам.
НОК ДОД согласно "Концепции развития дополнительного образования детей" является
одним из механизмов развития дополнительного образования детей.
В приоритетном проекте "Доступное дополнительное образование для детей" независимая
оценка качества рассматривается как источник информации для общедоступного федерального
информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по вопросам
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 2 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
дополнительного образования детей (далее - "Навигатор"), который позволяет семьям выбирать
дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню
подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и
возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивает
возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка, а также
выступает как механизм оценки и учета достижений обучающихся.
Развитие системы независимой оценки качества дополнительного образования способствует
индивидуализации образования, созданию инструментов общественного участия в управлении
системой дополнительного образования, принятию обоснованных управленческих решений
органами управления образованием различных уровней, повышению удовлетворенности граждан
качеством дополнительных общеобразовательных программ.
Субъектами НОК ДОД выступают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления;
- общественные советы по НОК ДОД при соответствующих органах власти;
- организации, реализующие процедуры НОК ДОД;
- эксперты, привлекаемые для проведения оценки;
- организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.
В целях обеспечения проведения НОК ДОД органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,
органы местного самоуправления реализуют следующие функции:
- создают условия для развития организаций, реализующих процедуры НОК ДОД, в том
числе обеспечивают механизмы стимулирования и поддержки некоммерческих социально
ориентированных организаций, осуществляющих деятельность по проведению НОК ДОД в
форме грантов (субсидий);
- создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления
НОК ДОД на соответствующем уровне;
- координируют работу субъектов НОК ДОД на соответствующем уровне;
- формируют реестры экспертов и экспертных организаций, которые могут привлекаться к
проведению НОК ДОД;
- организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ДОД на муниципальном
уровне и уровне образовательных организаций;
- организуют разработку методических рекомендаций по разработке программ развития и
модернизации образовательных программ на основе результатов независимой оценки качества
подготовки обучающихся.
С целью учета особенностей системы дополнительного образования детей и реализации
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 3 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
задач приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное
управление в сфере образования, рекомендуется обеспечивать формирование и
функционирование общественного совета по проведению НОК ДОД или комиссии по
проведению НОК ДОД в составе действующего общественного совета, реализующего функции
независимой оценки качества образования.
В качестве организаций, реализующих процедуры НОКДОД (далее -
организация-оператор), могут привлекаться:
- организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие
функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете);
- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и
обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
- коммерческие организации, имеющие опыт проведения процедур НОК ДОД;
- иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в
сфере оценки качества образования.
При проведении НОК ДОД привлечение организаций на роль организации-оператора может
быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального)
задания.
Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется
заказчиком.
В рамках реализации работ (услуг) по проведению НОК ДОД организации-операторы
осуществляют:
- разработку методики и инструментария проведения НОК ДОД;
- проведение апробации разработанного инструментария;
- разработку инструктивных и методических материалов;
- сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДОД, формирование баз данных;
- разработку программного обеспечения для сбора и (или) анализа указанных данных;
- обработку и анализ информации, получаемой в ходе НОК ДОД;
- подготовку отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп
пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций,
педагогический коллектив, обучающиеся, родители [законные представители] и другие
заинтересованные группы пользователей);
- иные виды работ (услуг), обеспечивающие проведение НОК ДОД и не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 4 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
Организация-оператор обеспечивает прозрачность всех процедур НОК ДОД, открытость и
доступность результатов проведенных оценок, предоставляет каналы обратной связи для
выражения мнения по поводу проведения НОК ДОД для всех заинтересованных субъектов.
Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы:
- обеспечивают открытость и доступ к информации об условиях и результатах
осуществления образовательной деятельности по реализуемым дополнительным
общеобразовательным программам;
- осуществляют контроль качества реализуемых ими дополнительных
общеобразовательных программ на основе полученных результатов НОК ДОД;
- по результатам участия в процедурах НОК ДОД разрабатывают план мероприятий по
улучшению качества подготовки обучающихся;
- используют результаты НОК ДОД для решения задач развития системы дополнительного
образования детей.
II. Независимая оценка качества подготовки обучающихся
по дополнительным общеобразовательным программам
Независимая оценка качества подготовки обучающихся в соответствии с положениями
Закона об образовании (статья 95.1) проводится по инициативе участников отношений в сфере
образования.
Участниками отношений в сфере дополнительного образования детей могут выступать:
- обучающиеся;
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
- педагогические работники и их представители;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное
управление в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам проводится в целях получения информации об уровне
освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ или их частей,
развития навыков, способностей, формирования знаний и ценностей в соответствующих
областях, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве
подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам направлена на:
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 5 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
- определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых
дополнительных общеобразовательных программ;
- выявление уровня образовательных достижений обучающихся, оценку динамики его
изменения (прогресса);
- получение информации о качестве подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программ для использования в рамках информационного портала -
"Навигатора";
- обеспечение принятия управленческих решений на различных уровнях системы
образования (включая уровень образовательной организации) в сфере образования,
направленных на повышение качества подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам.
Результаты НОК ДОД могут использоваться в процедурах приема в организации
профессионального и высшего образования в установленных законодательством формах.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам осуществляется в форме оценивания результатов:
- выполнения обучающимися проектной работы, контрольных заданий (тестов,
выступлений), исследований, сдачи нормативов и др.;
- конкурсных состязаний (соревнования, олимпиады, фестивали, смотры и др.), в том числе
конкурсов проектов, исследовательских работ (индивидуальных и групповых).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
- формируют перечни (реестры) конкурсных мероприятий, результаты участия в которых
признаются в рамках независимой оценки качества подготовки обучающихся по
дополнительным общеобразовательным программам, а также реестры организаций,
осуществляющих независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам путем проведения конкурсов (состязаний) или в виде
контрольных заданий (тестов, сдачи нормативов), определяя порядок их ведения;
- обеспечивают поддержку развития системы многоэтапных и разноуровневых конкурсных
мероприятий;
- обеспечивают поддержку деятельности организаций, осуществляющих независимую
оценку качества подготовки обучающихся;
- обеспечивают информирование участников образовательных отношений о возможностях
проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам.
Независимая оценка качества деятельности организаций по реализации дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется в отношении каждой дополнительной
общеобразовательной программы, реализуемой в организации.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 6 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся по
дополнительным общеобразовательным программам путем проведения конкурсов (состязаний)
или в виде контрольных заданий (тестов, сдачи нормативов), устанавливают группы
обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых
проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и
методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся, формы фиксации
(сертификации) достижений.
Организационные механизмы проведения независимой оценки качества подготовки
обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам реализуются в
соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
направленными Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02.
На основании результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся по
дополнительным общеобразовательным программам, качества дополнительных
общеобразовательных программ соответствующие органы власти, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления
обеспечивают подготовку рекомендаций для различных заинтересованных групп пользователей
(органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический
коллектив, обучающиеся, родители [законные представители] и другие заинтересованные группы
пользователей).
III. Независимая оценка качества дополнительных
общеобразовательных программ (общественная экспертиза)
Образовательная программа является ключевым документом, определяющим содержание
дополнительных общеобразовательных программ. Образовательная программа разрабатывается
и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Качество
образовательной программы является обязательным условием качества образовательной
деятельности, условием достижения высоких образовательных результатов.
Механизмом оценки качества дополнительных общеобразовательных программ является
общественная экспертиза.
Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится в
интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью
определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам,
потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.
Общественная экспертиза дополнительных предпрофессиональных программ проводится с
учетом федеральных государственных требований.
Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится
организацией-оператором на основании добровольной заявки авторов программы или
организации, реализующей данную программу.
В целях обеспечения проведения общественной экспертизы дополнительных
общеобразовательных программ органы исполнительной власти субъектов Российской
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 7 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования:
- формируют реестр организаций, осуществляющих функции по проведению общественной
экспертизы дополнительных общеобразовательных программ;
- создают условия для их работы;
- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы, о возможности проведения общественной экспертизы.
Организации-операторы, осуществляющие функции по проведению общественной
экспертизы дополнительных общеобразовательных программ:
- разрабатывают критерии и методики проведения общественной экспертизы
дополнительных общеобразовательных программ;
- проводят отбор экспертов, которые могут привлекаться для проведения общественной
экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, с учетом требований приказа
Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556 "Об утверждении квалификационных требований к
экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе
порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и
экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы";
- проводят подготовку экспертов (при необходимости);
- обеспечивают информирование организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы, о критериях, методике, процедуре и результатах проведения
общественной экспертизы.
Проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
организуется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Это обеспечивается за счет:
- независимости привлекаемых экспертов, которая определяется как отсутствие
взаимозависимых связей между экспертом и организацией (представителями организации),
подавшей программу на общественную экспертизу;
- анонимностью сторон - экспертов и организации (представителей организации), подавшей
программу на экспертизу.
Отбор экспертов для проведения общественной экспертизы дополнительных
общеобразовательных программ может осуществляться с использованием государственного
(регионального) реестра экспертов и экспертных организаций.
Организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы,
обеспечивают открытость и доступность для экспертов текстов образовательных программ в
соответствии с требованиями Закона об образовании (статья 29) и приказа Рособрнадзора от 29
мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату
представления на нем информации".
Процедура подачи заявки на проведение общественной экспертизы дополнительных
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 8 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
общеобразовательных программ, регламент проведения экспертизы и представления ее
результатов формируются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с
учетом настоящих Методических рекомендаций.
IV. Представление (открытость) процедур и результатов
НОК ДОД
В соответствии с основными целями и задачами НОК ДОД прозрачность проведения
оценочных процедур и открытость результатов независимой оценки являются основными
условиями ее эффективности. Прозрачность и открытость НОК ДОД обеспечивается за счет:
- прозрачности процедуры формирования общественных советов и открытости их
деятельности;
- прозрачности процедур конкурсного отбора организаций-операторов;
- прозрачности процедур проведения НОК ДОД;
- открытости и доступности результатов НОК ДОД.
В соответствии с требованиями Закона об образовании (статья 95) открытость НОК ДОД
обеспечивают:
- организации-операторы, осуществляющие независимую оценку качества образования,
путем представления информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет";
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, путем
представления информации на официальном сайте для размещения информации о
государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" (bus.gov.ru);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления путем
представления информации на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения
информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" (bus.gov.ru).
Размещение результатов НОК ДОД на сайте bus.gov.ru осуществляется согласно приказу
Минфина России от 22 июля 2015 г. N 116н "О составе информации о результатах независимой
оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания,
медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации
о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", и порядке ее размещения".
Прозрачность процедуры формирования общественного совета по проведению НОК ДОД
обеспечивают: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, при
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 9 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
которых создаются общественные советы.
Прозрачность процедуры формирования общественного совета обеспечивает возможность
для заинтересованных представителей общественности и общественных организаций
осуществить следующие действия:
- выдвинуть кандидатуры своих представителей для включения в общественный совет по
НОК ДОД;
- принять участие в отборе кандидатов для их включения в общественный совет по НОК
ДОД;
- высказать свое мнение по составу общественного совета по НОК ДОД и по каждой из
предложенных кандидатур.
Общественный совет по проведению НОК ДОД обеспечивает открытость информации о
своей работе через оперативное опубликование в открытых источниках информации, в том числе
на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти в сети "Интернет", о
заседаниях общественного совета, обсуждаемых ими вопросах, принятых решениях.
Организация-оператор обеспечивает открытость процедуры проведения НОК ДОД,
возможность уточнения и (или) проверки формируемых оценок.
Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах
НОК ДОД размещается в открытом доступе, в том числе на официальном сайте
соответствующего органа исполнительной власти в сети "Интернет", и содержит:
- описание методов, показателей и индикаторов, используемых при проведении НОК ДОД;
- регламенты процедур проведения НОК ДОД;
- результаты НОК ДОД, представленные в форме базы данных, на основании которых могут
быть построены различные рейтинги-навигаторы;
- анализ и интерпретацию полученных результатов.
Результаты НОК ДОД должны быть опубликованы с учетом информационных интересов и
возможностей основных категорий заинтересованных субъектов - обучающихся и их родителей,
работников системы дополнительного образования, руководителей системы дополнительного
образования.
Результаты НОК ДОД целесообразно размещать в сети "Интернет" на сайтах,
востребованных указанными группами пользователей, а также в средствах массовой
информации, имеющих широкую читательскую аудиторию.
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, направленными Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 г. N АП-512/02,
для представления результатов независимой оценки могут быть использованы различные
информационные форматы: базы данных полученных оценок по каждому показателю,
рэнкинг-навигатор, рейтинг, таблица лиг, топ лучших, аналитические материалы.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 10 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
Для обеспечения понятности и доступности информации о результатах НОК ДОД при их
публикации используются различные визуальные решения: инфографика, интерактивные
диаграммы, картограммы и др.
При выборе форматов и оформлении результатов НОК ДОД необходимо учитывать
специфику факторов, влияющих на качество предоставления услуг дополнительного образования
детей (территориальное расположение, направленность и уровень дополнительных
общеобразовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).
При проведении НОК ДОД допускается сопоставление оценок только между программами
одинаковых направленности и уровня.
Размещение информации о результатах НОК ДОД необходимо сопровождать активной
разъяснительной работой и широким общественным обсуждением с участием профессиональной
и родительской общественности, бизнес-сообщества, представителей органов власти,
авторитетных деятелей в соответствующих областях науки, искусства, спорта.
Публикации результатов НОК ДОД в открытых источниках должны быть оборудованы
механизмами обратной связи, посредством которых отдельные пользователи или организации
могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления,
руководители организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы,
обеспечивают открытость информации об использовании результатов НОК ДОД в управлении
развитием системы дополнительного образования детей на соответствующем уровне.
Такая информация включает:
- рекомендации по развитию системы дополнительного образования детей, разработанные
специалистами на основании результатов НОК ДОД;
- сведения об управленческих решениях (в виде нормативных правовых документов),
принятых на основании результатов НОК ДОД;
- информацию о реализации управленческих решений, принятых на основании результатов
НОК ДОД.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления
обеспечивают создание и функционирование коммуникативных площадок для обсуждения
вопросов, связанных с проведением НОК ДОД, ее результатами, выявленными в ходе
проведения оценки проблемами и способами их решения. Коммуникативные площадки могут
быть открытыми и общедоступными или ориентированными на определенные категории
пользователей: экспертное сообщество, потребителей образовательных услуг, руководителей
системы образования и образовательных организаций, других.
Результаты НОК ДОД представляются на общедоступном федеральном "Навигаторе",
который позволяет семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы,
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru Страница 11 из 12
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 16.01.2022
<Письмо> Минобрнауки России от 28.04.2017 N
ВК-1232/09
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическим...
соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными
образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной
жизненной ситуации), обеспечивая возможность проектирования индивидуальных
образовательных траекторий.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru